«И стало поле и пещера, которое в нем, собственностью Авраама».
Берешит (23:20)
История о хитийце по имени Эфрон. Был он крестьянином, земледельцем, и было у него поле, где он выращивал хлеб. Земля в Хевроне скалистая (Трактат Ктубот, 112). Улучшил он свой надел, и его поле стало больше продоносить. Только на краю его поля возвышалась скала, где находилась темная пещера. Остерегался Эфрон пахать там, чтобы не сломать плуг.
Сожалел он об этом скалистом куске земли, но утешался тем, что скала расположена не в середине поля, а на его краю. И вот, в один прекрасный день, незабываемый день, улыбнулась ему удача. Авраам, тот уважаемый человек с благородным лицом, рассказывающий людям о Творце мира, которого все обязаны благодарить, хочет купить его скалистый кусок земли, чтобы похоронить в ней Сару, свою жену, и готов заплатить за нее четыреста шекелей, принимаемых торговцами.
Эфрон был богатым человеком и мог жить беззаботно. Кроме того, его назначили главой общины (Мидраш Берешит раба, 58) – чего еще желать человеку!
А теперь отвлечемся от Эфрона и обратимся к книге Зоар. В Зоар (Новый «Зоар», Рут, 79) объясняется, что пещера Махпела относится к Ган Эдену, и потому Адам похоронил там Хаву. Когда пришел час Адама, его сын Шем, похоронил его там, а после забылось это людьми, пока не пришел Авраам.
А как открыл Авраам это избранное место? Говорится об этом в книге Зоар, в нашей главе – раби Элазар, сын раби Шимона бар Йохая, сказал: когда пришли к Аврааму ангелы, он хотел исполнить заповедь гостеприимства и взял для этого хорошего теленка. Тот убежал от него, и Авраам побежал за ним, как написано: «И за теленком побежал Авраам». Теленок убежал, а Авраам – за ним. Теленок забежал в пещеру, а Авраам – за ним. Теленок вбежал в пещеру, расположенную в глубине, а Авраам – за ним. И вдруг он увидел зал, светящийся от присутствия Шхины, в котором похоронены Адам и Хава, а запах в нем – как запах Ган Эдена. И тогда у него возникло сильное желание: захотел Авраам, чтобы стал этот зал местом его упокоения.
Известно, что наши мудрецы рассказывают истории из прошлого, чтобы извлечь из них урок для будущего, как сказано: «Дела отцов – знак для сыновей» (Трактат Сота, 34).
Чему учат нас мудрецы из того, каким образом было открыто местоположение пещеры? Для этого мы должны понять ее тайну, но предварим это следующим пояснением.
Как известно, материальный мир делится на четыре уровня: неживой, растительный, животный и говорящий – это человек. И сказали мудрецы, занимающиеся естественными науками, что между двумя уровнями есть еще один – средний, связывающий их. Так неживой и растительный уровень связывают кораллы, похожие по виду на мел, и они растут и размножаются.
Между растительным миром и животным есть растерзывающие растения. Между животными и человеком создал Творец обезьяну, похожую на человека, но, тем не менее, она – животное. Великий каббалист рабейну Хаим Виталь, благословенна память праведника, приводил следующие слова (Эц Хаим, 42-1:2), объясняющие расположение духовных миров: между человеком – материальной его природой и божественным началом – находится нешама (дух), которая является частью Б -га, а с другой стороны у нее есть связь с человеком. А между ней и человеком находится нефеш (душа), которая заставляет действовать тело, и она ниже по уровню, чем нешама. Это – принцип, а остальное широко и глубоко, как море.