Всевышний сказал Аврааму:
«Взгляни же на небо и посчитай звезды — сумеешь ли сосчитать их? И сказал: таково будет и потомство твое» (Берешит 15:5).
Как-то раз я выступал перед общиной баалей-тшува. Как счастливы они и какая счастливая у них участь, что раскрыли свою суть и вернулись к своим истокам! Когда они обратились ко мне после беседы и попросили благословения, я сказал, что не знаю, кому и кого здесь надлежит благословлять. Ведь они проявили такую душевную силу, в крайней степени изменив привычный образ жизни. «В том месте, где стоят баалей-тшува, не могут стоять даже совершенные праведники» (Брахот 34).
В моем выступлении я остановился на двух фразах из Торы. Первая: «И сделаю твое потомство словно песок земли. Если сможет кто посчитать песок земли, то и потомство твое посчитает» (Берешит 13:16), а вторая: «Взгляни же на небо и посчитай звезды — сумеешь ли сосчитать их? И сказал: таково будет и потомство твое» (Берешит 15:5). Об этом сказано в Гемаре (Ктубот 66 б): «Счастливы вы, сыны Израиля! Когда исполняете волю Вездесущего, вы подобны звездам. Когда же не исполняете Его волю, спускаетесь до праха земли».
Следует понять: когда поднимаются до самых звезд, это и вправду счастье, но что за счастье спуститься в прах?
Еще сказано (Мегила 16 а): «Этот народ уподоблен праху и звездам. Когда они спускаются, то спускаются в прах земли, а когда поднимаются — поднимаются до самых звезд». Идея в том, что природа еврея влечет его к крайностям. Он не способен оставаться посередине и быть нейтральным. Либо вверх, либо вниз — либо на вершине, либо в пропасти.
Народ Израиля уподоблен голубю, который расправляет крылья и взлетает. Но если голубю отрезать крылья, он становится даже ниже, чем кот из мусорного ящика, — совершенно теряет силу.
Раби Акива приводил такой пример (Брахот 61 б): «Евреи нуждаются в Торе, как рыбы в воде. Если отделяются от нее, тотчас гибнут».
Так как же живут евреи без Торы?
Горе такой жизни.
Я процитировал им притчу Магида из Дубны, сказанную им в комментарии к фразе: «При возвращении Б-гом пленников Циона мы были как во сне» (Теилим 126:1). Были? Следовало написать: «Будем как во сне». Но Магид объяснил это так, как делал обычно, — с помощью притчи.
Царский сын в детстве был похищен из дворца с целью получения выкупа. Разбойники забрали его с собой в свою пещеру, и царь не мог оставаться спокойным. Он устроил поиски и организовал засаду. Они убегали из одного места в другое, прятались в лесах, и царский сын переносил вместе с ними все их тяготы. Он спал на земле, закутывался в свои лохмотья, грыз черствый хлеб. В итоге их убежище было найдено. Часть из них была убита, другая попала в плен, а царского сына отвели во дворец. Эти события выглядели словно сон наяву: царский город, стены дворца и сады, коридор, зал и объятия царя, ванна и новая одежда. Сын рухнул от усталости, и его отнесли в кровать с балдахином, положив на мягкие простыни.
Посреди ночи он проснулся. Где он? Неужели спит с открытыми глазами? Широкая кровать, занавес из тонкой ткани, свет ламп. Он почувствовал неладное. Увидел стол, заполненный вкусными блюдами. Неужели иллюзия? Он смутно припоминал поездку во дворец, встречу с царем. Было ли это, или он всего лишь видел сон? Он спустился с кровати и подошел к столу. Потрогал, пощупал, откусил. Таких вкусных блюд он никогда не ел.
Тогда он понял, что это не сон. Это реальность.
Таким будет скорое избавление. Отсюда мы можем понять, что таково естественное состояние народа. А все годы в изгнании были затянувшимся отклонением, преходящим кошмаром, «мы были как во сне».
То же самое — с личным избавлением каждого, когда он возвращается к Б-гу.
Таким должно быть естественное состояние: рыба должна быть в воде, а голубь — с крыльями. Это прежняя жизнь, неполноценная, искаженная — она и была сном.
И к этому (продолжает рав Галинский) у меня есть доказательство. Гемара (Брахот 56 б) рассказывает, что один вероотступник сказал раби Ишмаэлю, что видел себя во сне хватающим звезду с неба. Тот истолковал ему этот сон: «Ты похитил еврея». Раши прокомментировал: «Поскольку евреи уподоблены звездам».
Дальше он сказал: «Я видел во сне, что проглотил ее». Раби Ишмаэль объяснил: «Ты продал того еврея, а деньги потратил». В Иерусалимском Талмуде (Маасер Шени 4:6) он объяснил, что тот убил его.
Еврей по своей сути — светящая и сияющая звезда. И если даже он кажется нам чем-то крохотным — так ведь «все страны мира умещаются под одной звездой» (Псахим 94 а). Но свет его силен и велик.
И даже если он спускается к праху земли и погружается в материальный мир, в конце он отряхнется от него, подобно «курице, что встает и отряхивается от прилипших к ней частиц земли» (Берешит Раба 75 а). Он взлетит к высотам и засветит как звезда.