Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Противоборство обязывает к совершенству

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

«И толкались дети в утробе ее».

Берешит (25:22)

Раби Йеошуа из Бельз задавал удивительный вопрос, а его ответ – был еще более удивителен! Вопрос: что заставило нашу проматерь Ривку пойти в бейт-мидраш к Шему и Эверу для того, чтобы с их помощью получить пророческий ответ от Всевышнего?

Когда она проходила мимо бейт-мидраша один из ее детей шевелился, стараясь выйти наружу. Если же она проходила неподалеку от капища идолопоклонников, второй порывался выйти. Несомненно, она поняла, что во чреве ее находятся близнецы – один хороший, а второй плохой. Праведник и грешник. Такое открытие вызвало у Ривки печаль и страх.

Но так было всегда: Каин и Эвель, Шем и Хам, Ицхак и Ишмаэль и даже Лаван и Ривка. Все эти пары – родственники, и когда один из них добрый, второй оказывался злым.

Что же Ривка хотела услышать через пророков и зачем пошла вопрошать Б -га?

Вот ответ: всё было бы как обычно, если бы речь шла о естественной беременности. Тогда один из детей мог бы быть похож на своих святых родителей, а второй – на братьев матери, как часто бывает с детьми (Бава Батра, 110а). Но ведь Ривка была бесплодной и забеременела только благодаря молитве, как сказано: «И молился Ицхак Б -гу о жене, ибо бесплодна она, и ответил ему Б -г, и зачала Ривка, жена его».

Молитва изменила природу, словно перевернув и поставив всё с головы на ноги. Вот почему Ривка так изумилась: эта беременность – следствие молитвы, но ведь она точно знала, что не просила зачать такого сына, который бы хотел выйти к капищам идолопоклонников!

Как же случилось, что просьба о святом сыне, который преумножал бы славу Небес в мире и продолжал дело своих предков Авраама и Ицхака, вызвала к жизни также и другого сына – грешника?

И ответ пришел: «И сказал Б -г: два народа во чреве твоем». Ты была права, говоря, что здесь борются две разные культуры. «И две нации изнутри тебя разделятся». Толпы будут скрываться под сенью каждой из этих культур – одни напротив других. Что же касается твоего вопроса, ты ведь молилась о праведном сыне, «человеке непорочном», избранном среди отцов, венце творения. И он действительно здесь. Но именно поэтому вместе с ним родится его полная противоположность – злодей Эсав. «Народ над народом возобладает». Только если Эсав встанет против него и будет подстерегать его, выискивая все его слабые места и возможность обвинить его, Яаков будет вынужден стать совершенным и оградить себя от его влияния. Лишь в этом случае сумеет Яаков достичь вершины и реализовать свои таланты и способности. Понимание того, что Эсав караулит его в поле, заставит его укрыться в шатре, спрятаться в ешиве Эвера, пока он не станет совершенным во всём и будет назван Израилем!

Как известно, действия отцов – знаки для их детей. Когда каждый народ придерживается своего наследия, и нет тех, кто ломает ограду и нарушает завет, тогда много простых людей – хороших и добрых евреев, идут честным путем. Многие из них даже молиться правильно не умели, и хазан исполнял для них эту обязанность. Но когда появилось много наглецов, разрушающих общину, остальным пришлось спасаться от них с помощью Торы, которая защищает как стена и служит лекарством от злого начала. Появились мудреные толкования и поучительные лекции, которые возвышают человека и расширяют его кругозор. «Спрашивают человека: почему у тебя длинная борода? А он отвечает: чтобы не быть таким, как бреющиеся».

Сопротивление способно привести человека к высокому уровню соблюдения заповедей.

Раби Нахман из Бреслава рассказывал на эту тему красивую притчу. Человек уподоблен полевому дереву, а спор уподоблен воде. У деревянного бруска, лежащего на земле, нет сил самому поднять себя. Но когда приходит поток воды, он плывет по поверхности. И чем больше будет воды, тем выше он поднимется. Об этом сказал царь Давид: «Окружают меня весь день, как вода, встали вокруг меня все вместе» (Теилим, 88:18). Это обязывает каждого из нас поступать так и сегодня: когда нахлынет потоп, нужно бежать в ковчег. Когда на улицах творится вседозволенность, идет в наступление атеизм и проявляет себя разная мерзость, нужно в семь раз усилить свои занятия Торой и еще лучше проводить Шабат в семейном кругу. Когда насилие становится обычным делом среди молодежи, а разнузданность превращается в идеал, мы спасаем наших детей, правильно воспитывая их. Мы учим их соблюдать заповеди Торы, в которых сказано о добродетели и уважении к родителям, о наследии отцов и вере!

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
322
Перейти к содержимому