«Не различайте лиц в суде»
Дварим (1:17)
В нашей недельной главе дана одна из 613-ти заповедей: «Не различайте лиц в суде». Мудрецы объяснили: «Есть заповедь назначать судей. И пусть не говорят: такой-то человек сильный или красивый, вот и сделаю его судьей». Рамбам поясняет эту мысль так (Санедрин, 3:8): «Если он не является мудрецом Торы и достойным судейского места, то несмотря на то, что он во всем прекрасен и обладает многими другими добродетелями, не связанными с Торой и трепетом перед Небесами, или даже владеет знанием в других областях (так пишет Хафец Хаим в «Сефер а-Мицвот»), тот, кто назначает его судьей, нарушает запрет».
Всё это верно. Но Тора обращается к каждому еврею, и ее уроки вечны. В этом законе также есть наставление для каждого. Принцип, стоящий за этим запретом, и глубокая идея, скрытая в этом божественном приказе, гласит: когда берешься судить, тебе нужно найти главное и поставить его выше второстепенного. Красивый судья, у которого хорошо подвешен язык и приятная внешность, – почему бы и не выбрать его? Но не это главное. Это не должно идти за счет величия Торы!
Представьте себе теперь, что нашим детям предлагают школу, у которой много плюсов: она расположена близко к дому, в красивом здании, есть площадки для игр. Только вот духовный уровень там неудовлетворительный. Коллектив этой школы чужд нашему духу, и воспитание учеников там далеко от того, что мы считаем правильным, не говоря уже о занятиях, на которых учат ереси и вседозволенности. Да еще в этой школе бывают случаи насилия, а дальше, может, еще и употребляют наркотики.
Знайте же, родители, что главное, а что второстепенное! Фактически, такое отношение применимо ко всем сферам жизни. Когда ищут супруга или супругу для совместной жизни, надежды возлагают на небеса. Естественно, мечтают о красивой внешности и хорошем характере, о личном обаянии и чуткости, о финансовой стабильности и богобоязненности. Проблема в том, что если даже и есть такой кандидат, то он и сам достоин такого же совершенного кандидата, а это уж точно не мы. К тому же, нужно уметь идти на компромисс и знать, в чем можно, а в чем нельзя уступать. А для этого надо знать, что главное, а что второстепенное.
От учителей мы получили следующие приоритеты: крепкое здоровье, хорошие личные качества и богобоязненность – это главное. Эти вещи являются основой жизни. Все остальное – украшение.
То же самое верно и при выборе места работы. Ясно, что все хотели бы занимать должность директора банка. Но если мы согласны спуститься с небес на землю, то нам придется разрываться между доступными вариантами. Тогда следует оценить набор параметров: среднюю зарплату, возможность карьерного роста, тяжесть работы, стресс, рабочее время, территориальное расположение. А как насчет коллектива и отношений в нем? Не царит ли там атмосфера распущенности и легкомыслия, способная уничтожить серьезное отношение, погасить духовную искру?
Все эти проблемы существуют испокон веков и уже вызвали немало страданий и разочарований. Указанным выше принципом нужно руководствоваться и при выборе места жительства и нахождения места для молитвы. Это верно и в целом для выбора образа жизни и правильного поведения. Прежде всего нужно установить порядок приоритетов. Знать, что главное, а что второстепенное!