Вопрос раввину:
Согласно мидрашу «Отийот де-Рабби Акива», наш мир завершится через 6093 года после сотворения. Однако, если я не ошибаюсь, более распространенным является мнение, что цикл существования мира составляет 6000 лет. Можно ли уточнить, на каких источниках основываются эти две точки зрения и что послужило первопричиной возникшего разногласия между ними? Также было бы интересно узнать, какой год идет в настоящее время согласно первому мнению, упомянутому в «Отийот де-Рабби Акива»?
Ответ:
В Талмуде, а именно в трактате Санедрин (97а), действительно говорится о том, что мир предназначен существовать в течение шести тысяч лет, после чего наступит тысячелетний период, в течение которого мир будет находиться в состоянии упадка. Эта идея аналогична концепции шмиты, когда земля отдыхает каждые семь лет, подразумевая, что после шести тысячелетнего периода активного существования мира, последует седьмая тысяча лет, время его «отдыха».
Действительно, в мидраше «Отийот де-Раби Акива» упоминается, что мир будет существовать 6093 года. Великий каббалист рав Шломо Эльяшив в своей работе «Лешем, шва веахлама» объясняет, что между этим утверждением и талмудическим нет противоречия. По его словам, мнение, изложенное в «Отийот де-Раби Акива» о 6093 годах, следует воспринимать как размышление о периоде «бейн ашмашот» — сумерек, символизирующих время перехода от шестой тысячелетия к седьмому.
По всем мнениям, согласно еврейскому календарю, текущий год — 5784 (תשפ»ד), что подчеркивает, что мы приближаемся к времени прихода Машиаха, воскрешению мертвых и завершению текущего мирового устройства, после чего последует его возрождение. Этот период предназначен для того, чтобы мы активно работали над собой и миром вокруг, стремясь заслужить будущее время полного духовного возрождения и отдыха.