Римляне разрушили Второй Храм, но смогли это сделать только тогда, когда гражданская война разорвала еврейский народ на части.
Евреям, жившим в Земле Израиля в середине I века н.э., было нелегко. В то время страна находилась под властью Рима. Римский император назначал прокуратора для управления каждой провинцией империи. Прокураторами были иностранцы, ответственные за финансы провинции, сбор налогов и их отправку в Рим.
Не имея личной связи с народом и землей, прокураторы не заботились о благополучии своих подданных. Их единственной заботой была прибыль. Чем больше налогов они собирали, тем больше денег могли оставить себе.
Система правосудия была коррумпирована при правлении прокураторами. Римляне, не интересуясь справедливостью, поддерживали тех, кто мог принести им больше прибыли. Преступники пользовались полной свободой, грабя и убивая невинных граждан без страха перед возмездием.
Кроме того, прокураторы не уважали местную религию и обычаи. Они и другие иностранцы, которых они привозили с собой, унижали евреев и насмехались над их традициями и обрядами. Когда евреи возражали против такого обращения, римляне отвечали насилием и жестокостью. Более того, иногда они намеренно провоцировали евреев, чтобы оправдать свое жестокое обращение с ними.
Иосиф Флавий, еврейский военный лидер, ставший историком, описывает римского прокуратора Альбина:
«Не было такого зла, в котором бы он не участвовал. В своей политической должности он не только крал и грабил имущество каждого, и не только обременял весь народ налогами, но и [освобождал преступников из тюрьмы за деньги]».
Освобожденные преступники терроризировали население, но люди не имели к кому обратиться с жалобой. Они могли лишь надеяться избежать злоупотреблений, льстя прокураторам и завоевывая их благосклонность. Иосиф Флавий заключает: «Никто не осмеливался говорить то, что думал, но тирания была всеобщей нормой; и в это время были посеяны те семена, которые привели город к разрушению».
Последний прокуратор перед восстанием, Гессий Флор, был самым худшим. По словам Иосифа Флавия, преступления Альбина меркнут по сравнению с деяниями Флора. Он не только злоупотреблял властью над населением Иудеи, но делал это публично и хвастался этим. Флор был мастером «маскировки истины» и никто не мог придумать более изощренных способов обмана, чем он.
Флору было недостаточно обогащаться за счет отдельных людей, он грабил целые города и разрушал целые общины, почти открыто объявляя по всей стране, что разрешил становиться разбойниками, при условии, что они делились с ним добычей.
Разделение среди евреев
Среди евреев Римской Иудеи сформировались разные мнения о том, как реагировать на жестокость и коррупцию римлян. Выделились три основных фракции.
Зелоты считали, что правильным ответом на римскую жестокость должна быть открытая война с римлянами. Они были готовы сражаться с могущественной римской армией и верили, что могут добиться независимости от Римской империи. Многие из них были молоды и не имели опыта ни в военных действиях, ни в политике.
Друзья Рима, в основном состоятельные и влиятельные евреи, считали, что лучший способ избежать гнева римлян — это подружиться с римским прокуратором и его представителями.
Умеренная фракция предпочла бы сбросить ярмо Рима, но понимала, что такая цель была нереалистичной. Поэтому они предпочли вести переговоры с римлянами, чтобы избежать насильственного столкновения. Большинство населения принадлежало к этой фракции, включая старейшин и мудрецов.
Три фракции имели схожие цели – обеспечить мир и справедливость для евреев в Иудее. К сожалению, они не могли согласиться на способ достижения этих целей, и со временем, с ростом угнетения, фракции только удалялись друг от друга.
Начало еврейского восстания
Когда Флор потребовал деньги из Храмовой казны, молодое поколение не выдержало. Они высмеивали Флора, разгуливая по Иерусалиму с ящиками для пожертвований, собирая для «бедного Флора».
В ответ Флор вызвал свои войска. После того как старейшины города отказались выдать молодых людей, насмехавшихся над прокуратором, он приказал солдатам атаковать, и они с готовностью выполнили приказ. Иосиф Флавий пишет:
«[Солдаты] не только грабили место, куда их послали, но и, врываясь в каждый дом, убивали его жителей; граждане бежали по узким переулкам, а солдаты убивали тех, кого ловили, не упуская ни одного способа грабежа. Они также захватили многих мирных людей и привели их к Флору, который сначала подверг их бичеванию, а затем распял. В итоге общее число убитых в тот день, вместе с их женами и детьми, составило около трех тысяч шестисот человек».
Эта атака была направлена на то, чтобы спровоцировать евреев на восстание. Открытый мятеж позволил бы Флору объявить Иерусалим завоеванным городом, разграбить его и конфисковать Храмовую казну.
Тем не менее, старейшины убедили евреев не отвечать на провокации, чтобы избежать еще одной резни. Вместе с коэнами они организовали процессии для мирного приветствия римских солдат.
Римляне с презрением отнеслись к старейшинам, не ответив на их приветствие. Оскорбленные, некоторые евреи громко протестовали. Это было именно то, чего ждали солдаты. Они напали на еврейскую процессию.
Сначала евреи отступили, но когда они увидели, что римляне направляются к Храмовой горе, они начали контратаку, не позволив римлянам захватить Храм.
Флор признал поражение и приказал своим солдатам покинуть Иерусалим. Затем он придумал другую стратегию, чтобы завладеть сокровищами Храма. Он написал письмо своему начальнику, утверждая, что евреи восстают против Рима, и попросил прислать подкрепление.
Камца и Бар Камца
Талмуд рассказывает историю, которая произошла в то время и убедила римского императора, что евреи действительно восстают.
Богатый человек устроил банкет и послал слугу пригласить важных гостей. В списке приглашенных был его друг по имени Камца. Однако слуга ошибся и вместо него пригласил Бар Камцу, врага хозяина. Когда хозяин увидел Бар Камцу на своем банкете, он потребовал, чтобы враг покинул его дом. Бар Камца, смущенный, предложил заплатить за свою еду. Хозяин настаивал на его уходе, даже несмотря на предложения Бар Камцы оплатить половину банкета, а затем и весь банкет. В итоге, хозяин выгнал Бар Камцу на глазах у всех гостей, ни один из которых не заступился за него.
Решив отомстить за свое унижение, Бар Камца отправился в Рим и сказал императору, что евреи восстают против него. В качестве доказательства он предложил императору послать животное для жертвоприношения в Храм. Если евреи откажутся принести в жертву животное императора, это будет признаком восстания.
Император последовал совету Бар Камцы. По дороге в Иерусалим Бар Камца нанес животному небольшое увечье, что сделало его непригодным для жертвоприношения. В Храме коэны обсуждали, стоит ли принести в жертву поврежденное животное, чтобы не разгневать императора, или убить Бар Камцу, чтобы он не сообщил императору, что его животное не было принесено в жертву, но в итоге они решили не делать ни того, ни другого.
Бар Камца вернулся к императору и убедил его, что евреи действительно восстают против него.
Эта история иллюстрирует ненависть и недоверие, царившие в Иерусалиме в то время. Атмосфера была подходящей для начала гражданской войны, что и произошло еще до прибытия войск императора в страну.
Война за контроль над Иерусалимом
В Иерусалиме разразилась гражданская война между зелотами и Друзьями Рима: первые захватили Нижний город и Храмовую гору, а вторые — Верхний город.
Бои продолжались неделю, и ни одна из сторон не смогла одержать верх. Затем многие евреи пришли в Иерусалим, чтобы отметить праздник окончания заготовки дров для жертвенника в Храме, и среди них была группа сикариев — особо жестокая фракция зелотов, названная так в честь кинжалов (сика), которые они носили.
Получив подкрепление, зелоты захватили Верхний город и подожгли дворец первосвященника и римское налоговое управление.
Некоторые римские солдаты остались в крепости в Верхнем городе. Когда через две недели они сдались, им пообещали безопасный выход из Иерусалима. Однако, когда сикарии увидели безоружных солдат, они напали на них и перебили.
Римляне ответили на еврейское восстание, подстрекая неевреев Римской империи нападать на своих еврейских соседей. Погромы произошли по всей Иудее, а также в Александрии и Дамаске. Десятки тысяч еврейских мужчин, женщин и детей были убиты.
Поражение в Галилее
После нескольких столкновений между евреями и римлянами, император направил крупную армию под командованием генерала Веспасиана для подавления еврейского восстания. Веспасиан подошел к Иудее с севера, через Галилею. Предвидя нападение, еврейские лидеры из Иерусалима отправили Иосифа Флавия командовать еврейскими войсками в Галилее.
Иосиф Флавий был спорной фигурой даже в свое время. Происходя из богатой священнической семьи, он не вызывал доверия у галилеян и был обвинен в симпатиях к Друзьям Рима.
Тем не менее, когда Веспасиан с 60,000 солдат и новейшим вооружением осадил Йотапату, одну из крепостей Галилеи, Иосиф Флавий мобилизовал еврейских защитников и сопротивлялся римлянам в течение 47 дней. Веспасиан смог захватить Йотапату только после того, как защитники ослабли от голода.
Веспасианские войска убили 40,000 евреев в Йотапате и продали 12,000 выживших в рабство. Иосифу Флавию удалось выжить, обманув своих людей. Он сдался римлянам и быстро завоевал расположение Веспасиана. Позже он пытался посредничать между римлянами и евреями Иерусалима, но иерусалимцы воспринимали его как предателя и отказались с ним разговаривать.
Сегодня Иосиф Флавий наиболее известен не своими военными или дипломатическими усилиями, а своими хрониками событий, свидетелем которых он был. Хотя его записи, безусловно, подвержены влиянию его собственных интересов, они остаются самыми ценными источниками информации о Еврейском восстании.
Наступление на Иерусалим
Когда римская армия наступала, она уничтожала всё на своём пути. Римляне убивали фермеров и деревенских жителей, грабили и сжигали их поля и фермы, завоёвывали другие города.
Выжившие в войне в Галилее бежали в Иерусалим. Среди них был Йоханан из Гискалы, другого укреплённого города, павшего перед римлянами. В Иерусалиме он присоединился к зелотам и призывал их сражаться с римлянами, заявляя, что Иерусалим никогда не будет завоёван.
Фракции в Иерусалиме становились все более поляризованными по мере подготовки жителей к нападению Веспасиана. Зелоты обвиняли богатых Друзей Рима в сотрудничестве с врагом. Жестокие сикарии использовали этот предлог, чтобы грабить и терроризировать Друзей Рима.
В ответ Друзья Рима вытеснили зелотов из внутреннего города. Йоханан из Гискалы возглавил зелотов на Храмовой горе. Иерусалим вновь оказался охвачен гражданской войной.
Умеренные, понимая нереалистичность надежд зелотов на победу над римлянами, присоединились к Друзьям Рима, осадив Храмовую гору.
В отчаянии зелоты пригласили эдомитян прийти им на помощь. Эдомитяне были жестоким народом, жившим на юге Иудеи. Их предков насильственно обратили в иудаизм.
Вдохновленные возможностью грабежей, эдомитяне прибыли в Иерусалим. Друзья Рима закрыли городские ворота, но посреди ночи зелоты одолели стражников и впустили эдомитян в город.
Оказавшись в ловушке, Друзья Рима и умеренные потерпели поражение. Многие из них были убиты. Зелоты и эдомитяне начали бесчинствовать, убивая всех, кого подозревали в лояльности к римлянам, и грабили их имущество. Теперь зелоты правили городом.
Выжившие Друзья Рима искали нового военного лидера, чтобы помочь им в борьбе с зелотами. Они пригласили Шимона бар Гиора, лидера жестокой банды, которая ранее нападала и грабила эдомитян.
С приходом Шимона гражданская война усилилась как по количеству, так и по жестокости. Улицы Иерусалима превратились в поля битвы между силами Йоханана и Шимона. Еще до того, как Веспасиан подошел к Иерусалиму, город понес огромные потери.
Осада Иерусалима
Именно римская осада Иерусалима наконец объединила враждующие фракции. Шимон и Йоханан объединили свои силы и организовали несколько рейдов на римские войска. Они сражались ожесточенно и, несмотря на численное превосходство противника, нанесли римской армии значительный ущерб. Они прокапывали туннели под городскими стенами, сжигали осадные башни и рампы, разрушали катапульты. Вдохновленные первоначальными успехами, они были уверены в победе.
Тем временем умеренные наблюдали за римским лагерем и поняли, что не смогут победить врага в открытом бою. Их единственная надежда была на то, что римляне устанут от осады и просто уйдут.
Изначально эта надежда не казалась беспочвенной. Богатые жители Иерусалима имели запасы продовольствия и припасов, которых могло хватить на многие годы.
Когда зелоты заметили, что умеренные стали самодовольными, предпочитая переждать осаду, а не сражаться с римлянами, они предприняли смелый и безрассудный шаг. Они подожгли амбары и сожгли все припасы. Зелоты рассчитывали, что, оставшись без другого выбора, остальная часть населения Иерусалима присоединится к ним в битве.
Вскоре осаждённый город начал страдать от голода, и его жители стали драться друг с другом из-за еды. Иосиф Флавий пишет:
«Те, кто умирал от голода в городе, были в огромном числе, и страдания их были неописуемы; ибо если где-то появлялась хоть тень какой-либо еды, то сразу начиналась война, и самые близкие друзья сражались друг с другом за неё, вырывая друг у друга самые жалкие средства для поддержания жизни. Никто не верил, что умирающие не имели еды, и разбойники обыскивали их, когда они испускали дух, чтобы убедиться, что никто не спрятал пищу у себя за пазухой, притворяясь умирающим…»
Побег в гробу
Пожилой мудрец, Раббан Йоханан бен Закай, понял, что Иерусалим обречен. Заботясь о будущем еврейского народа, он решил тайно покинуть город, ворота которого были тщательно охраняемы зелотами, и встретиться с Веспасианом лично.
Племянник Раббана Йоханана, Абба Сикра, был лидером зелотов. Раббан Йоханан попросил его помочь ему выбраться из осажденного Иерусалима. Абба Сикра предложил своим ученикам распространить слух о смерти Раббана и вынести его из города в гробу, сказав стражникам, что они собираются его похоронить.
План сработал, и Рабби Йоханану удалось встретиться с Веспасианом, которого он приветствовал как императора. Веспасиан возразил, что он не император, но вскоре прибыли гонцы из Рима с сообщением, что он был избран следующим императором.
Впечатленный, Веспасиан сказал Раббану Йоханану, что готов выполнить его просьбы. Раббан Йоханан попросил три вещи: город Явне и его мудрецов, чтобы Тора сохранилась после разрушения Иерусалима; жизнь Раббана Гамлиэля и его семьи, потомков Давидовой династии, чтобы сохранить еврейское руководство; и врачей для исцеления Рабби Цадока, который сорок лет постился и молился, пытаясь предотвратить разрушение. Веспасиан согласился на все три просьбы.
Тит возглавляет осаду
Веспасиан отправился в Рим, оставив своего сына Тита командовать осадой. Тит предпринял несколько неудачных попыток пробить городские стены. Сдаваясь, он сказал своим генералам: «…если мы не будем сражаться с ними, если у них не будет общего врага, они начнут сражаться друг с другом. Если мы правильно осуществим наш план, они сделают с собой всё, что мы захотим сделать с ними».
К сожалению, предсказание Тита оказалось верным. Внутренние конфликты, усугубленные голодом, ослабили защитников Иерусалима. На 17-й день месяца Тамуз Тит и его армия прорвали стены города. В течение следующих трех недель в Иерусалиме бушевали ожесточенные сражения. На 9-й день месяца Ав Тит и его войска достигли Храма и подожгли его.
Защитники сражались до последнего вздоха, но потерпели поражение в финальной битве. Римляне разграбили и осквернили Храм. Слава Иерусалима исчезла, большинство его жителей погибло. Выжившие были захвачены римлянами и проданы в рабство. По словам Иосифа Флавия, общее число погибших составило 1,100,000 человек, а 97,000 были взяты в плен.
Лидеры зелотов, Йоханан и Шимон, были захвачены живыми и доставлены в Рим в цепях, где их показали на триумфальной процессии вместе с сокровищами, разграбленными из Храма.
В Риме была построена арка Тита в честь этого триумфа. Чтобы отметить победу, Веспасиан выпустил специальную монету с надписью «Judaea Capta».
Хотя Храм был разрушен, Иудаизм выжил, сместив акцент с Храмового поклонения на изучение Торы, благодаря прозорливости Раббана Йоханана бен Закая и упорной работе его учеников по восстановлению инфраструктуры общины.