«Прикажи Аарону и его сыновьям, говоря»
Ваикра (6:2)
Хафец Хаим цитирует Мидраш, который из слова «говоря» выводит, что Моше заповедал сынам Израиля читать отрывок о всесожжении. «Хотя вы и приносите всесожжение, займитесь также чтением отрывка о нем». К этому Хафец Хаим добавляет: поскольку в наше время у нас уже нет возможности на практике приносить жертвы, тем более актуальна заповедь произносить текст о них и изучать их законы. Это будет засчитано нам как акт жертвоприношения.
Рав Ицхак Зильберштейн рассказывал: накануне праздника Песах я участвовал в похоронах главного врача, соблюдавшего Тору и заповеди, который умер в молодом возрасте, будучи полным сил. Его товарищи, пришедшие на похороны, были поражены, и на их лицах можно было явно увидеть признаки страха. Ведь если сегодня такое случилось с одним врачом, завтра или послезавтра это может произойти и с ними. Я заранее знал, что товарищи врача обратятся ко мне в ходе похоронной процессии, чтобы я морально поддержал их. Я взял с собой брошюру, в которой объяснялась важность чтения отрывков о жертвах, согласно мнению наших мудрецов, и книгу Шулхан Арух и рассказал им историю, приведенную в Зоар. Это «История об одном мудреце по имени рав Аха, который пошел в город под названием Тарша и остался в гостях в доме одного человека. В этом городе вот уже семь дней подряд свирепствовала эпидемия. И когда жители увидели, что пришел рав Аха, стали говорить друг другу: пойдем к этому мудрецу, пришедшему из другого места, и посмотрим, нет ли у него средства против этой напасти.
Пришли они к нему и сказали: «Знай, учитель наш, что в городе вот уже семь дней свирепствует эпидемия, которая лишь усиливается. Не можешь ли сделать что-нибудь против этой кары?» Он ответил им: «Пойдем в синагогу и помолимся Всевышнему, чтобы Он остановил эпидемию». И пока они шли в синагогу, приходили люди, говоря, что болезнь распространяется – что такой-то умер, а такой-то лежит при смерти. Сказал им рав Аха: «Поскольку напасть страшна, а времени у нас нет даже на путь к синагоге, мы не пойдем молиться. Вместо этого сделайте, как я вам прикажу. Выберите сорок человек среди себя, и пусть это будут лучшие, о которых вы знаете, что они богобоязненны. Я сам присоединюсь к ним, и мы пойдем в четыре стороны города – по десять в каждую сторону. Затем от всей души произнесите отрывок о составе воскурений и о жертвоприношениях, и с Б -жьей помощью эпидемия прекратится». Они пошли и сделали с четырех сторон города, как он сказал. Произнесли отрывок о воскурении три раза, и болезнь ушла из этого места. Даже больные, бывшие при смерти, исцелились». Зоар продолжает свой рассказ: после того, как эпидемия была остановлена, рав Аха помог им раскаяться в грехах и изменил название города. Теперь это была уже не Тарша, а Мата Махасья, что означает «город милосердия». Ведь Всевышний смилостивился над этим городом и отвел от него жестокую кару. Отсюда мы видим, как важно произносить тексты о жертвоприношениях. Они в силах спасти жизнь.