«И будет, всякий укушенный увидит его и будет жить».
Бемидбар (21:8)
Сорок лет народ скитается в пустыне. Люди теряют терпение и начинают наговаривать на Б-га и на Моше. Всевышний посылает против народа ядовитых змей, которые жалят и убивают много людей. Евреи просят прощения, умоляют Моше, чтобы он помолился за них, и чтобы змеи исчезли. Он молится, и Всевышний велит ему изготовить медного змея и поместить его на шест, чтобы каждый, кого жалят, мог посмотреть на него и спастись.
Наш учитель Хафец Хаим удивляется: когда египтяне согрешили, и на них напали жабы, проникнув в их комнаты, постели, печи и тесто, а фараон попросил их устранить, Моше помолился, и все жабы умерли. Когда пришла кара в виде диких зверей, Моше помолился, и те вернулись в свои логова. Так неужели сыны Израиля хуже египтян, не дай Б-г? Почему здесь змеи не умерли и не вернулись в свои норы? Почему они продолжили жалить, и все, что оставалось сделать, — это лишь уменьшить вред, создав медного змея?
Ответ в том, что здесь совершалось символическое наказание за их грех. Они говорили! А когда человек наговаривает и нападает словами на другого, он выпускает ядовитую змею! Эту змею уже никак не убить и не вернуть назад. Она крутится, ползает, кусает и жалит. Все, что теперь можно сделать, это лишь уменьшить вред. Это очень страшный урок! Он обязывает нас оберегать свой язык, держать змею на замке и не выпускать ее.