«И не будет видно у тебя чего-либо позорного, и не отвернется от тебя»
Дварим (23:15)
В книге комментариев рава Шмуэля а-Леви Вознера, автора «Шевет а-Леви», написано следующее: «Я слышал это высказывание от одного из своих товарищей, а он слышал его из уст Хафец Хаима: даже если человек один раз удерживает себя, чтобы не ходить по улицам большого города, из этого делается для него луч света в будущем мире». Рав Шмуэль добавляет, что о том, что можно увидеть в наше время на улицах городов, сказано в Гмаре (Эрувин, 18б): «У каждого, кто проходит позади женщины у реки (когда она, пересекая реку, приподнимает края одежды), нет доли в будущем мире!» Он также приводит еще слова из Гмары (Бава Кама, 60б) о том, что, когда в городе свирепствует мор, нужно ходить окольными дорогами.
Раби Дан Сегель рассказывает о том, что он слышал от раби Шраги Моше Калмановича.
Когда около ста лет назад в Вене проходил съезд праведников и еврейских мудрецов Европы, мужчины собрались в огромном зале, а женщинам был выделен балкон наверху. Некоторые стали заявлять, что нужно еще сделать занавеску. Им возразили, что занавеска будет мешать смотреть, и поскольку балкон находится высоко, за спиной у мужчин, не следует создавать лишние затруднения. Обсудили и решили, что спросить нужно старшего среди раввинов и праведников поколения – Хафец Хаима. Он выслушал и сказал: «По закону нет необходимости делать завесу. Это не синагога, где проходит святое служение, но также и не трапеза или место легкомысленных развлечений. Здесь нет ситуации, в которой мужчины и женщины оказываются вместе. Короче, нет нужды». Все были довольны, что можно оставить всё, как есть. «Однако, – добавил Хафец Хаим, – знаете ли вы, какое самое большое несчастье может с нами приключиться? Нет большего несчастья, чем когда Творец забывает нас. Всё время, пока Он с нами, мы не боимся: «Даже если пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мной» (Теилим, 23:4). Если же Творец нас оставит, тогда «скрыл Ты лицо свое – и я испугался!» Знаете, когда Творец оставляет нас? Никогда! Отец не бросает своего ребенка. «Я Б -г, обитающий с ними в их нечистоте» (Ваикра, 16:16). Есть лишь одно, что может прогнать Шхину: «И не будет видно у тебя чего-либо позорного, и не отвернется от тебя». Только распущенность изгоняет Шхину. Следовательно, – закончил он, – любое улучшение, которое можно сделать в этом вопросе, приветствуется». И он распорядился, чтобы установили занавесы.
Раби Дан делает из этого вывод, что здесь невозможно разделить на черное и белое. Нет такого, что либо скромность, либо распущенность – либо Шхина присутствует, либо уходит. Существует множество промежуточных ступеней. Каждое улучшение усиливает присутствие Шхины. Это касается как отдельного человека, так и его семьи, дома, общества и всего народа.
Всё сказанное особенно актуально в наши дни. Нужно думать, куда идешь, на что обращаешь взор, куда отправляешься отдыхать и проводить время, и как себя там вести. Счастлив тот, кто умножит присутствие Шхины для себя и для всех остальных; кто приготовит себе, по словам Хафец Хаима, луч света в будущем мире.