Вопрос:
В тексте Пасхальной Агады приводится следующий рассказ: «Однажды рабби Элиэзер, рабби Йегошуа, рабби Эльазар бен Азарья, рабби Акива и рабби Тарфон проводили пасхальный седер в Бней-Браке. Всю ночь они рассказывали об Исходе из Египта, пока не пришли их ученики и не сказали: «Учителя наши! Время читать утреннюю молитву Шма!». Возникает вопрос, почему великие мудрецы сами не заметили наступления времени утренней молитвы? Может ли это быть связано с тем, что действие происходило во время восстания Бар-Кохбы против римлян, и раввины пребывали в укрытии?
Ответ:
Вы приводите интересное объяснение, почему мудрецы в рассказе из Агады сами не обратили внимание на то, что наступило время утренней молитвы Шма, которую читают после рассвета. Действительно, можно предположить, что это происходило во время восстания Бар-Кохбы, когда многие мудрецы скрывались от римлян, поэтому они могли находиться в укрытии и не видеть наступления рассвета.
Однако, на мой взгляд, не обязательно искать именно такое объяснение. Вполне возможно, что мудрецы были настолько увлечены обсуждением и рассказами об Исходе из Египта в ночь Песаха, что просто не заметили, как прошло время и наступил час утренней молитвы. Ведь начало времени чтения Шма — это момент, когда достаточно светло, чтобы различить на расстоянии 4 локтей (около 2 метров) знакомого человека. Но в это время еще по-прежнему сумрачно, так что погруженные в беседу мудрецы вполне могли не обратить внимания на первые проблески рассвета.