Представляем вам перевод галахической инструкции для больных в Йом Кипур, составленной равом Ашером Ландау, руководителем отдела Торы, медицины и Галахи в Исследовательском институте больничной кассы «Меухедет». Эта инструкция была предложена на рассмотрение выдающимся раввинам — раву Моше Шаулю Клайну и раву Шимону Баадани, и была ими одобрена, пункт за пунктом, для практического применения.
Данное руководство содержит подробные указания по соблюдению поста в Йом Кипур для людей с различными медицинскими состояниями. Оно разработано с учетом как галахических требований, так и современных медицинских знаний, что делает его ценным ресурсом для тех, кто стремится соблюдать религиозные предписания, не подвергая риску свое здоровье.
Важно отметить, что, несмотря на общие рекомендации, представленные в этой инструкции, каждый случай индивидуален. Поэтому людям с проблемами со здоровьем настоятельно рекомендуется проконсультироваться со своим лечащим врачом и компетентным раввином для получения персонализированного совета относительно соблюдения поста в Йом Кипур.
О том, как правильно принимать таблетки в Йом Кипур, читайте тут.
Общие принципы законов для больных в Йом Кипур
В заповеди Йом Кипура в Торе сказано: «И изнуряйте души ваши». Этот запрет включает 5 видов самоограничений: еда и питье, омовение, ношение обуви, помазание и близость между мужем и женой.
Запрет на еду и питье в Йом Кипур касается любого количества. Однако мера количества еды, за которую полагается наказание карет (отсечение души), — это какотевет агаса (большой финик) — объем около 30 граммов, и это одинаково для всех людей. Количество питья, за которое полагается наказание карет, — кимло лугмав (наполнение щеки) — наполнение одной стороны рта жидкостью. По сути, это количество варьируется от человека к человеку в зависимости от размера его рта, что у среднего человека объем составляет около 40 кубических сантиметров.
«Меньше, чем мера» — означает: еда или питье в количестве меньше того, за которое полагается карет в Йом Кипур, с промежутком времени кдей ахилат прас (время, за которое съедают половину буханки хлеба). Продолжительность времени «кдей ахилат прас» является предметом разногласия между законоучителями, поэтому лучше всего подождать 9 минут между окончанием еды «меньше меры» и началом следующей еды, а также подождать 9 минут между окончанием питья «меньше меры» и началом следующего питья.
В случае крайней необходимости можно облегчить: в еде облегчить поэтапно: а) 4 минуты, б) 3 минуты, в) 2 минуты. В питье можно облегчить, выжидая 5 минут. Однако в случае необходимости, по заключению врача, можно сократить ожидание до 2 минут, а в крайней необходимости можно облегчить, выжидая полминуты.
Если кто-то разделил свою еду на несколько раз и каждый раз ел «меньше меры», но не ждал между едой и едой время «кдей ахилат прас» — еда объединяется в одно количество, и то же самое в отношении питья. [Некоторые говорят, что мера для объединения в питье — это время выпивания ревиита (около полминуты), и следует устрожить в этом, так как это сомнение в законе Торы].
Еда и питье не объединяются, поэтому тому, кто должен есть и пить «меньше меры» — можно есть и пить вместе.
Больные, которые не находятся в опасности и нет опасения, что пост им повредит, а также беременные и кормящие женщины, у которых нет опасения, что пост повредит им или плоду, обязаны поститься.
Больной, страдающий опасной болезнью, больной, у которого есть опасение, что пост приведет к опасности для него, беременная женщина, у которой есть опасение, что пост приведет к опасности для нее или для плода, и кормящая женщина, у которой есть опасение, что пост приведет к опасности для нее или для ребенка, — обязаны есть и пить. Вначале следует предписать есть и пить только «меньше меры». Однако есть случаи, когда можно есть и пить без ограничения «меньше меры» (подробные галахические детали далее). После того, как необходимость в еде или питье по медицинским причинам прошла, запрещено есть или пить, и также тот, чье состояние здоровья требует только питья, ему запрещено есть.
Тому, кому разрешено есть или пить в Йом Кипур, можно есть или пить различные питательные продукты, но не следует есть сладости и тому подобное, предназначенные только для удовольствия.
Тому, кому разрешено есть и/или пить в Йом Кипур, будь то обычным образом или «меньше меры» — обязан произнести первое благословение, но не делает кидуш, если ест хлеб, нужно омыть руки, и если съел объем кебейца (около 54-57 грамм), благословляет на омовение рук. И если съел казаит (около 30 грамм) в течение 4 минут (и изначально не следует задерживаться меньше 2 минут), произносит заключительное благословение.
Поскольку количество пищи «меньше меры» измеряется по объему, рекомендуется есть пищу, которая по своей природе плотная, как печенье, маца, миндаль, твердый сыр и тому подобное, а не хлеб или хала, где воздух является частью их объема1.
Больной, который должен есть и не ест, подвергает свою жизнь опасности, и о нем Писание говорит: «Но кровь вашу с душами вашими взыщу». И заповедь для великих Израиля и его мудрецов присутствовать при кормлении больного, находящегося в опасности, чтобы другие люди не согрешили против его жизни, думая, что ему не нужно есть. Есть законоучители, которые писали, что обязанность есть для больного в Йом Кипур происходит из заповедей «и живи ими» и «очень берегите души ваши». «Больной, о котором врач говорит, что если он будет поститься в Йом Кипур, есть опасение возможной опасности для его жизни, обязан подчиниться его словам и есть в Йом Кипур, потому что сомнение в спасении жизни отодвигает заповедь о воздержании в Йом Кипур. И если больной устрожает для себя и постится, он не только не поступает как благочестивый, но наоборот, будет наказан с небес за это. И заповедь объяснить эти вещи больному хорошо и разумно через влиятельных раввинов, и он вернется и исцелится»2.
Если врач, который знает состояние больного или, по крайней мере, хорошо знаком с болезнью, от которой страдает больной, говорит, что больной обязан есть, но больной утверждает, что ему не нужно есть, — кормят больного по словам врача, но изначально следует посоветоваться с раввином по этому поводу. И изначально следует консультироваться с врачом, который верит в важность поста в Йом Кипур.
Подробное описание различных медицинских состояний
Сердечные заболевания
— После инфаркта миокарда — в сочетании с дополнительными факторами риска, такими как сахарный диабет, пожилой возраст и т.д., — освобождается от поста.
— После инфаркта миокарда — без дополнительных факторов риска — до трех месяцев после события освобождается от поста, следует проконсультироваться с врачом, можно ли ограничиться «меньше меры». После трех месяцев — в зависимости от состояния здоровья больного и в консультации с врачом.
— Активная ишемическая болезнь — в среднем состоянии — освобождается от поста. Когда нет болей и нет функциональных нарушений в сердце, можно поститься в консультации с врачом.
— Сердечная недостаточность — обязательно консультироваться с врачом. Если определено как «среднее состояние» — освобождается от поста, следует проконсультироваться с врачом, можно ли ограничиться «меньше меры».
— После операции шунтирования — по крайней мере год нельзя поститься, затем следует консультироваться с врачом.
— После катетеризации и установки стента — требуется пить, продолжительность времени варьируется, поэтому требуется заключение врача.
Сахарный диабет
Сахарный диабет 2-го типа
— Больные, которые вводят инсулин, освобождены от поста и едят как обычно.
— Больные, которые пережили эпизоды гипогликемии и не осознают предварительные признаки или страдают от повторяющихся эпизодов гипогликемии, — пост представляет для них опасность, и они обязаны есть. Следует проконсультироваться с врачом, можно ли ограничиться «меньше меры», а также можно ли поститься вечером.
— Больные с плохо компенсированным диабетом, несмотря на медикаментозное лечение, у которых измерены уровни сахара в большинстве часов дня выше 250 мг в течение двух недель до поста или уровень HbA1c выше 10%, — находятся в повышенном риске обезвоживания. Следует проконсультироваться с врачом, достаточно ли пить или требуется также есть, а также по поводу количеств.
— Больной, принимающий препараты сульфонилмочевины (Амарил, Глюко-Райт, Глибетик) или репаглинид (Новонорм), — может поститься, но нельзя принимать препараты сульфонилмочевины в пост или в предшествующую трапезу, последнее принятие — за 36 часов до начала поста. (В консультации с врачом можно принять Новонорм в предшествующую трапезу (проверить изменение дозы) и не в сам день поста).
— Больной, принимающий метформин, Актос или Прандаз, — должен принять лекарства в предшествующую трапезу и может поститься после соответствующей подготовки. Следует проконсультироваться с врачом или медсестрой, как подготовиться.
— Больной, принимающий лекарства на основе инкретиновой системы:
— Ежедневные инъекции аналогов GLP-1, таких как Виктоза, — может поститься, последнее принятие лекарств утром накануне поста, и есть врачи, которые рекомендуют сбалансированным больным прекратить за сутки до поста. Следует проконсультироваться с врачом или медсестрой, как подготовиться.
— Еженедельная инъекция, такая как Трулисити/Оземпик, — получить последнюю инъекцию как минимум за сутки до поста.
— Больной, принимающий ингибиторы DPP-4, такие как Джанувия, Траджента, Гальвус, — должен принять лекарства в предшествующую трапезу и может поститься после соответствующей подготовки. Следует проконсультироваться с врачом или медсестрой, как подготовиться.
— Больной, принимающий ингибиторы SGLT2, такие как Джардианс, Форсига, — должен принять лекарства в предшествующую трапезу, и есть врачи, которые рекомендуют сбалансированным больным прекратить за сутки до поста. Следует проконсультироваться с врачом или медсестрой, как подготовиться.
— Больные диабетом, которые начали поститься с разрешения врача, обязаны строго соблюдать самоконтроль сахара, особенно больные, получающие препараты типа сульфонилмочевины, и прекратить пост в любом случае, когда:
— Сахар выше 300
— Сахар ниже 70 в начале поста или ниже 60 в течение дня поста
— (Следует проконсультироваться с раввином, как контролировать сахар в Йом Кипур).
— Также обязаны прекратить пост при появлении симптомов обезвоживания и ортостатической гипотонии.
Сахарный диабет 1-го типа
В целом освобождены от поста, и, безусловно, беременные женщины, страдающие от диабета 1 типа.
Гестационный диабет
— Гестационный диабет, некомпенсированный — освобождена от поста и должна есть приемы пищи «меньше меры».
— Гестационный диабет, компенсированный — следует проконсультироваться с врачом.
Ожирение
Тот, кто принимает ежедневную инъекцию Саксенда, — может поститься, последнее принятие лекарства утром накануне поста или прекратить за сутки до поста. Следует проконсультироваться с врачом или медсестрой, как подготовиться.
Беременные женщины
По основному закону беременные и кормящие женщины, для которых пост не представляет опасности для них или плода, постятся в Йом Кипур. И хорошо поступят, если за два дня до поста увеличат количество питья.
Рвота в начале или середине беременности может привести к обезвоживанию. Обезвоживание (даже легкое) приводит к усилению тошноты, что вызывает обезвоживание, что приводит к тошноте, и так далее. Если есть ощущение обезвоживания, следует пить «меньше меры».
Женщины с «беременностью высокого риска», женщины, страдающие от медицинских проблем во время беременности, женщины, которые дважды прерывали беременность из-за поста или в любом случае, когда есть опасение преждевременных родов или выкидыша, и тем более опасение для жизни женщины, — освобождены от поста и должны пить «меньше меры». И обычно нет необходимости в еде, а только в питье. Можно также пить сладкое.
Беременные женщины, которые по заключению врача находятся в очень высоком риске разрыва матки, например, несколько операций в прошлом или «классический» разрез тела матки, должны пить по крайней мере 2,5 литра жидкости — примерно 60 раз по количеству «меньше меры» (это означает пить каждые примерно 10 минут в течение всего дня, и можно облегчить до питья каждые 5 минут). Если начинает ощущать регулярные схватки каждые 15–20 минут — в первом триместре не нужно пить, а с 14–15 недели нужно пить как обычно по крайней мере литр жидкости. С 39 недели не пьет, а отправляется в больницу.
Любой риск разрыва матки требует консультации с врачом по поводу поста.
Беременная женщина, которая чувствует «падение сахара», обязана есть и пить.
Женщины во время лечения бесплодия — обязаны поститься, кроме случаев, когда врач говорит, что пост опасен, и следует спросить сведущего в теме раввина.
Роженица
Роженица до трех дней после родов освобождена от поста, от трех до семи дней после родов — если сказала, что ей нужно есть, кормят ее, а от семи дней после родов и далее она как любой больной, который не находится в опасности.
Ниже галахическое пояснение:
Есть раввины3, которые считают три дня по порядку дней, а не от момента до момента, и поэтому только та, кто родила с ночи 8 Тишрея, считается в течение трех дней. Но есть раввины4, которые считают дни от момента до момента с момента родов, и поэтому даже та, кто родила 7 Тишрея, и к началу Йом Кипура еще не прошло 72 часа от родов, — освобождена от поста до истечения 72 часов от родов. А есть мнения5, что даже в течение трех дней после родов разрешено есть и пить «меньше меры», но есть мнения6, что в течение 72 часов от родов ест и пьет как обычно, кроме случаев, когда сказала, что не нужно есть, тогда ест и пьет «меньше меры» (так постановил «Мишна брура»).
После трех дней от родов (по любому из вышеприведенных методов) — есть мнения, что в случае, когда врач и/или роженица говорят, что не знают, нужно ли ей есть, а также если сказала, что ей нужно есть, но достаточно немного, — ест «меньше меры». Но если роженица или врач говорят, что ей нужно есть полную меру, — ест и пьет как обычно. А есть мнения, что если сказала, что ей нужно есть, — кормят и поят ее «меньше меры».
Во всех этих спорах в законе каждый спросит своего раввина и поступит согласно его постановлению.
Роженица после кесарева сечения имеет статус больного после операции.
Роженица после преэклампсии имеет статус больного, находящегося в опасности.
Женщина после выкидыша — если беременность длилась по крайней мере 40 дней, ее статус как роженицы: до семи дней после выкидыша не постится, а затем постится, если только не чувствует слабость, что вызывает опасение опасности.
Кормящие женщины
У кормящих женщин есть два опасения — есть опасение, что мать обезвожится от нехватки жидкости вследствие кормления, и есть опасение, что у ребенка не будет достаточно питания.
Чтобы предотвратить обезвоживание матери, требуется сильно увеличить питье до поста, и во время поста кормить поочередно, когда часть питания будет основываться на заменителях молока или заранее подготовленном грудном молоке. В случае ощущения обезвоживания — обязательно пить.
В случае, когда ребенок принимает только грудное молоко — если есть опасение, что не будет достаточно питания для ребенка, и тем более если есть опасение опасности для матери или ребенка, — нужно пить «меньше меры» уже с утра.
Если можно подготовить достаточное количество молока и кормить ребенка через бутылочку, то она постится, пока нет опасности для матери или ребенка. Когда есть опасение, что пост повлияет на количество молока в дни после поста, — следует посоветоваться с раввином по поводу питья во время поста «меньше меры».
Болезни почек и мочевыводящих путей
— Камни в почках — будет пить весь день «меньше меры».
— Почечная недостаточность — будет пить весь день «меньше меры».
— Пациенты на диализе — пациенты на диализе, которые еще мочатся, — им запрещено поститься, и они будут пить весь день «меньше меры».
— Воспаление мочевыводящих путей — будет пить весь день «меньше меры».
Другие медицинские состояния
— После операции — операция, которая считается легкой, освобождает от поста до 3 дней, операция, которая считается средней, освобождает от поста до 7 дней, и операция, которая считается тяжелой, освобождает от поста по крайней мере на 30 дней, и следует проконсультироваться с лечащим врачом.
— Пациенты с трансплантацией органов — обязаны принимать лекарства для предотвращения отторжения, обязаны пить количество жидкости по указанию врача, несколько раз «меньше меры», чтобы предотвратить почечную недостаточность. Если прошло уже много времени после трансплантации, следует проконсультироваться с клиникой трансплантаций.
— Онкологические больные — обязательно проконсультироваться с лечащим врачом из-за различий в типах опухолей, реакций на лечение, различного состояния здоровья между больными. В любом случае, тот, кто находится в процессе лечения или должен есть, чтобы получать лечение, должен есть и пить «меньше меры».
— Артериальная гипертензия — в компенсированном состоянии можно поститься. Обязательно продолжать принимать лекарства.
— Рассеянный склероз — в целом можно поститься, но обязательно проконсультироваться с лечащим врачом. Если нужно прекратить пост, достаточно пить, нет необходимости в еде.
— Расстройства пищевого поведения — анорексия или булимия — рекомендуется не поститься, чтобы предотвратить ухудшение болезни. В любом случае желания поститься обязательно проконсультироваться с лечащим диетологом или врачом.
— Пост после инсульта — в первый год нельзя поститься. Затем следует проконсультироваться с врачом. В случае необходимости можно пить, но не есть.
— Больные, принимающие психиатрические лекарства — требуется продолжать принимать лекарства. Обязательно проконсультироваться с врачом по поводу поста.
— Заболевания кишечника — ситуация варьируется от больного к больному, есть те, кому пост полезен, а есть те, кому пост вредит. Поэтому обязательно проконсультироваться с врачом, знакомым с их состоянием здоровья.
— Инфекционные заболевания и высокая температура (38,5 и выше) — обязательно принимать лекарства и пить «меньше меры», но не есть.
— Желтуха — зависит от состояния больного:
— При повышении билирубина выше 3 — обязан есть и пить как обычно.
— При снижении билирубина, но он еще не опустился ниже 3 — нужно есть и пить «меньше меры».
— После инфекционной желтухи и еще не восстановились функции печени до нормального уровня — нужно пить «меньше меры».
- По мнению «Шмират шабат кеилхата», глава 39, пункт 19, можно измерять хлеб в сжатом состоянии. ↩︎
- Сборник вопросов и ответов «Йехаве Даат», часть 1, симан 61. ↩︎
- «Ялкут Йосеф», законы о ребенке и больном в Йом Кипур. ↩︎
- «Шмират Шабат Кеилхата», глава 39, и «Торат Хайоледет», глава 52. ↩︎
- «Ялкут Йосеф» там же. ↩︎
- Торат Хайоледет» там же. ↩︎