Пройдите викторину
Всегда небезынтересно узнать об исторических личностях и их отношении к евреям. Вы знаете, кто был другом нашего народа, а кто врагом?
Порой в силу ряда причин бывает трудно отличить друга от недруга. Когда речь заходит о Генрихе Гиммлере или Оскаре Шиндлере, ни у кого нет вопросов, кто был настоящим героем, а кто достоин проклятий. Но далеко не со всеми все так очевидно. А что вы знаете насчет других известных людей, кто относился к евреям хорошо, а кто нет? Нередко к моменту истины приводит время.
Франклин Д. Рузвельт
Рузвельт — единственный президент США, которого избирали на этот пост четырежды, причем вторые два его президентских срока совпали со Второй мировой войной. А как этот крупный политик относился к евреям?
Ответ: Довольно плохо
Почему-то широко распространено мнение, будто Рузвельт, руководивший Соединенными Штатами в разгар Великой депрессии, отстаивавший «Новый курс» и командовавший вооруженными силами во время Второй мировой войны, выступая против нацистов, делал все возможное, чтобы помочь евреям бежать из Европы. Но якобы царящий в США антисемитизм «связывал ему руки», поэтому он был вынужден действовать в соответствии с определенными возложенными на него ожиданиями.
Однако Рузвельт не воспользовался несколькими очень важными возможностями, которые были целиком в его руках. И речь идет именно о помощи еврейским беженцам.
Официальной причиной отказа евреям, ищущим убежища в США, было названо то, что уже достигнут максимум иммиграционных квот. На самом же деле в течение 11 из 12 лет президентства Рузвельта максимума так и не было.
В июне 1939 года он, как известно, отказался принимать у берегов Америки лайнер «Сент-Луис», на борту которого находились 937 пассажиров, большинство из которых были евреи. На этот раз президент США сослался на то, что опасается возможных шпионов, затесавшихся среди эмигрантов.
И, наконец, союзные войска могли легко разбомбить железнодорожные пути и мосты, ведущие к концентрационным лагерям, таким как, например, Освенцим. Одна бомба могла бы спасти сотни, если не тысячи еврейских душ. Но Рузвельт отказался от такого шага, не сочтя его достаточно важным.
Уильям Шекспир
Уильям Шекспир написал пьесы, навсегда изменившие человечество. Но был ли самый известный в мировой истории драматург благожелателен в отношении евреев?
Ответ: Вполне
Шекспир жил в те времена, когда английские евреи были изгнаны из страны, и, по всей вероятности, за всю свою жизнь не встречал ни одного еврея. Несмотря на это, в своей пьесе «Венецианский купец» у него есть герой еврей-ростовщик Шейлок, который упоминает итальянскую еврейскую общину. Он мелочен, им движет месть, буквально радуется возможности отхватить «фунт плоти» у нееврея Антонио — одного из главных героев истории, если тот вовремя не вернет ему долг. С тех пор на протяжении столетий антисемиты использовали имя Шейлока как оскорбление, превращая персонажа великого классика в оружие против евреев.
Однако, сравнивая Шейлока с еврейскими персонажами других драматургов того времени, такими, как, например, кровожадный Барабас Кристофера Марло в «Мальтийском еврее», Шейлок изображен как вполне реальный человек. Он даже произносит в пьесе монолог, по сути взывающий к разуму всех христиан:
«Да разве у еврея нет глаз? Разве у еврея нет рук, органов, частей тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же самая пища насыщает его или не то же оружие его ранит, разве он не подвержен тем же недугам и разве не те же лекарства исцеляют его, разве не согревают и не остужают его те же лето и зима, как и христианина? Если нас уколоть — разве у нас не идет кровь? Если нас пощекотать — разве мы не смеемся? Если нас отравить, разве мы не умираем? А если нас оскорбляют, разве мы не должны мстить? Если мы во всем похожи на вас, то, очевидно, будем походить и в этом».
Шейлок — сложный персонаж, несовершенный, но искренний, он реагирует на притеснения и унижения, которым подвергаются его собратья-евреи. И этот образ пережил века, в отличие от карикатур, которые создавали другие.
Махатма Ганди
Когда-то в оккупированной англичанами Индии Махатма Ганди вдохновил свой народ на сопротивление Британской империи без насилия. А как он относился к евреям?
Ответ: Не очень хорошо
Стремление Махатмы Ганди к борьбе за гражданские права и свободы изменило не только Индию, но и общее мировое представление о том, как можно противостоять угнетателям и притеснителям. В его взглядах было много общего с аналогичной этической миссией иудаизма.
Однако при всем этом Ганди умудрился подвергнуть абсурдной критике жертв Холокоста, тем самым дискредитируя осмысленность своей теории ненасилия:
«Гитлер убил пять миллионов евреев. Это величайшее преступление нашего времени. Но евреи должны были предложить себя под нож мясника. Они должны были бросаться в море со скал… Это взбудоражило бы мир и народ Германии… А так они все равно погибли миллионами».
С одной стороны, Ганди был согласен с тем, что еврейский народ имел более ранние претензии на территорию, которая стала арабской Палестиной. С другой стороны, выступал как антисионист, считая сионистское движение продолжением европейского империализма, а кроме того, осуждал применение насилия, необходимое евреям для защиты своей земли.
Он настаивал на том, чтобы еврейский народ ждал и «полностью полагался на добрую волю арабов… Они должны ждать ее осуществления, пока мнение арабской стороны не созреет для этого».
Конечно, позиция отстранения от какого бы то ни было насилия может вдохновлять на перемены, но, когда на вас нападают кровожадные враги, такие, как нацисты и радикальные исламские террористические группировки, высокомерная назидательная критика явно неспособна от них защитить.
Александр Македонский
А как к евреям относился величайший в истории мира завоеватель?
Ответ: Великолепно!
Царь Александр III Великий или просто Македонский взошел на престол в 20 лет и к 30 годам завоевал практически весь цивилизованный мир.
Когда дело доходило до завоевания, обычно захватчики пытались покорить Царство Иудеи и навязать евреям свои взгляды и традиции, а они сопротивлялись изо всех сил. Но когда к Святой Земле подошел Александр Македонский, почему-то он решил проявить снисходительность. В чем была причина?
Талмуд рассказывает, что, когда Александр и первосвященник того времени Шимон Праведник впервые встретились, Македонский поклонился мудрецу и признался, что видел его лицо в своих снах перед победами в битвах. Поэтому вместо того, чтобы покорить Израиль, Александр заключил с ним договор. Пока евреи оставались лояльными к новой власти и платили налоги, они могли сохранять свою автономию и полную свободу вероисповедания.
Такая толерантность была для Александра редкостью, как и его восхищение символами чужой культуры. Когда императору показали Святой Иерусалимский Храм, он был настолько впечатлен его красотой, что пожелал увековечить себя в каменной статуе, которая стояла бы рядом с алтарем.
Шимон Праведник ответил Александру Великому, что иудаизм не допускает никаких идолов и истуканов и предложил достойный компромисс: каждому еврейскому мальчику, который родится в следующем году, дадут имя «Александр» в честь императора. И тот согласился! А среди евреев до сих пор популярно это имя в разных вариациях: Александр Сандер, Лекси.
Марк Аврелий
Известно, что правители Римской империи никогда особо не ладили с евреями. Но что можно сказать об отношении самого просвещенного из них?
Ответ: Довольно дружелюбно
Император и философ-стоик Марк Аврелий Антонин правил Римской империей в последние годы ее наивысшего расцвета. Его сочинение «К самому себе» — один из настоящих шедевров философской мысли.
Талмуд упоминает римского императора по имени Антонинус (большинство считает, что это и есть Марк Аврелий) как очень хорошего друга известного мудреца рабби Йеуды а-Наси. Они вели интереснейшую переписку о сущности природы, ее происхождении, о космосе, награде и наказании, о жизни после смерти, консультировались друг с другом по вопросам государственной политики и даже стали доверенными лицами друг друга. Их связь положила начало доброму, хоть, увы, и непродолжительному миру между Римом и Иудеей.
Марк Твен
Из-под пера писателя Сэмюэля Клеменса — он же Марк Твен, — вышли творения, содержащие несколько самых запоминающихся историй, которые, будучи подростками, мы читали, учась в средней школе. В его произведениях высмеивались расовые предрассудки того времени. Но было ли его отношение к евреям безобидным?
Ответ: Относился хорошо, но были и непредвиденные последствия
Выросший в городе Ханнибал (США, Миссури), поначалу Твен придерживался тех же антисемитских взглядов, что и остальные жители города. Будущий писатель начал свою карьеру как автор газетных статей, и одной из первых было сатирическое и нелестное эссе о еврейских торговцах углем.
Однако во время Гражданской войны, после того, как Твен лично стал свидетелем некоторых героических поступков евреев, его отношение к ним изменилось. А в 1909 году его дочь Клара даже обручилась с пианистом и дирижером русско-еврейского происхождения Осипом Габриловичем, который произвел на писателя неизгладимое впечатление.
В 1879 году Марк Твен написал статью, в которой в своей шутливой манере восхвалял евреев, и, возможно, даже перестарался. «У евреев самый лучший усредненный мозг из всех людей в мире… Нет нищих евреев, евреев-бродяг, еврейских землекопов, носильщиков…» Эти, хотя и шуточные, но преувеличения в конечном итоге только сильнее разожгли антисемитские настроения в обществе, а не успокоили их, как хотел автор.
Однако Твен продолжал писать, защищая евреев, хотя это мало что изменило в общественном мнении. Наиболее ярким примером стала его статья для журнала Harper’s Magazine 1898 года «О евреях». В большом эссе, среди прочего, он признается, что евреи — странный народ, немногочисленный, но совершающий великие подвиги. К тому же «их доля в списке великих имен мирового масштаба в литературе, науке, искусстве, музыке, финансовой деятельности, медицине, новейших открытиях не пропорциональна доле евреев среди других народов, она намного обширней и богаче».
В то время эта его похвала не принесла общественной пользы, но, по крайней мере, писатель заявил о себе как о свидетеле объективно выдающихся достижений еврейского народа и несправедливого преследования евреев со стороны общества.
Авраам Линкольн
16-й президент Соединенных Штатов — известная фигура далеко за пределами страны, в том числе благодаря портрету на 5-долларовой купюре. Называют множество причин, почему по сей день его провозглашают героем. Чего стоят хотя бы победа в Гражданской войне и принятие Прокламации об освобождении рабов, принятой во время той же войны. Но кем он был для евреев 19 века?
Ответ: Хороший друг!
У Авраама Линкольна были действительно превосходные отношения с евреями. Кроме того, что у него было много близких друзей-евреев, он публично выступал как противник антисемитизма. Говорят, что один из его ближайших друзей, еврей Авраам Йона, в свое время даже убеждал его баллотироваться на пост президента. Интересно и то, что его президентская гонка была одной из первых в США, когда евреи считались ключевым избирательным блоком на выборах.
Находясь у власти, Линкольн добился беспрецедентных успехов, задействовав евреев в управленческих вопросах. В армии он назначал евреев квартирмейстерами и бригадными генералами, а кроме того, сделал нечто до той поры неслыханное, позволив раввинам служить военными капелланами.
До 1861 года федеральный закон гласил, что армейские капелланы могут быть только христианами. Это изменение в законодательстве открыло путь на религиозные должности в вооруженных силах США не только иудеям, но и представителям других конфессий, что было огромным прогрессом.
В 1862 году Улисс С. Грант, спустя 7 лет ставший очередным президентом США, издал приказ об изгнании евреев «как класса» из своего военного округа. Но Линкольн очень быстро сумел этот приказ отменить, после чего делегация еврейских лидеров отправилась с визитом в Вашингтон, чтобы лично поблагодарить президента. Для этой встречи Линкольн специально освободил время в своем плотном графике.
Его усилия, позволившие евреям включиться в жизнь широкой общественности очень высоко ценила еврейская община. Поэтому в день гибели Линкольна прихожане нью-йоркской синагоги «Храм Эману-Эль» читали в память о нем молитву скорбящих, Кадиш.
Фидель Кастро
Президент Кубы, коммунист, — одна из самых противоречивых фигур в современной истории: одни восхваляют его как «защитника народа», другие осуждают как «диктатора, сошедшего с ума от власти». Что могли бы сказать о нем евреи, учитывая его отношение к себе?
Ответ: Не очень
Когда Кастро впервые пришел к власти, он в определенной мере симпатизировал евреям, критиковал отрицание Холокоста и поддерживал Израиль. В 1963 году он даже объявил трехдневный национальный траур в связи со смертью президента Израиля Ицхака Бен Цви. Куба была одной из двух стран, находившихся под влиянием Советского Союза, которые не разорвали связи с еврейским государством после Шестидневной войны 1967 года.
Но вскоре после этого Кастро резко изменил свою политику.
Будучи горячим сторонником ООП (Организации освобождения Палестины) и их террористических действий, в 1973 году без всякого предупреждения Куба под руководством Кастро разорвала все дипломатические отношения с Израилем. А два года спустя она официально выступила спонсором резолюции ООН о том, что «Сионизм — это расизм», и стала одной из стран, сопротивлявшихся отмене этой резолюции в 1991 году.
Даже после ухода от власти Кастро по-прежнему продолжал выступать против евреев, называя израильскую операцию «Нерушимая скала» «палестинским холокостом в Газе».
Екатерина Великая
Екатерина Вторая Великая правила Российской империей с 1762 по 1796 год. За этот период в государство пришли просвещение и возрождение. Но было ли ее правление столь же благодатным для евреев, как для России в целом?
Ответ: Увы, нет
Когда Российская империя присоединила к себе часть Речи Посполитой после ее раздела в 1772 году, новый регион заселили еврейские купцы. Конкурирующие с ними местные торговцы начали подогревать антисемитские настроения, называя их мошенниками и лжецами. Как на это отреагировала Екатерина Великая?
Она постановила, что евреи, проживающие в ее империи, начиная с 1785 года больше не будут считаться российскими гражданами, а будут переведены в статус иностранцев.
Затем, в 1791 году, императрица и вовсе ограничила все еврейское население проживанием на ограниченных участках – в черте оседлости. Несмотря на территориальный размах государства, евреям было запрещено жить в развитых районах, из-за чего они были вынуждены селиться в нищих местечках. Указы 1792 и 1794 годов еще больше усложнили жизнь общины, запретив евреям вступать в купеческие гильдии и при этом были удвоены их налоги.
Хотя Екатерина Великая осталась в истории как идеалист, реформатор и просветитель, сделавший очень многое для страны, те малые благие дела, которые она совершала по отношению к евреям, практически не были заметны на фоне ограничений, притеснений и стигм, от которых им, увы, приходилось страдать как физически, так и морально.
Микеланджело
Итальянский художник и скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти своими творениями изменил мир искусства. Его гению принадлежит статуя Давида и уникальная роспись потолка Сикстинской капеллы. Но каким был взгляд легендарного живописца на еврейский народ?
Ответ: На удивление хорошо
Необычные художественные решения, например, скульптура Моисея, Моше Рабейну, с настоящими рогами вместо лучей света, исходящих от его лица, или детально проработанная статуя царя Давида, демонстрирующая отсутствие у него обрезания, привели к критике работ Микеланджело и обличению его в антисемитизме. Однако при более глубоком изучении мотивации автора выяснилось, что художник вкладывал в свои работы скрытые посылы, которые на самом деле были направлены на то, чтобы изменить довольно едкие отношения между христианством и иудаизмом.
До росписи Сикстинской капеллы Микеланджело был хорошо знаком с глубокими концепциями еврейского мистицизма, Каббалы. И тем, как он исполнил эту роспись, он стремился напомнить Ватикану, что корни христианства — это Тора, данная изначально именно еврейскому народу. Другие скрытые послания этой работы более тонки и должны были способствовать изменениям, которые на протяжении веков должны были происходить с верующими, историками искусства и туристами со всего мира, которе внимательно изучали, разглядывали Сикстинскую капеллу.
Уолт Дисней
Создателя, пожалуй, самого прибыльного и влиятельного развлекательного предприятия в мировой истории, Уолта Диснея, часто обвиняли в том, что он, ни много ни мало, безудержный антисемит. Был ли он так плох, как говорят?
Ответ: Вовсе нет!
Хотя вначале под его авторством было выпущено несколько тревожных карикатур, правда в том, что большая часть «антисемитизма» Диснея была связана с его деловыми отношениями, то есть связями с очень антисемитски настроенной Американской киноассоциацией того времени.
Ненависти к евреям сам Уолт Дисней не испытывал. Напротив, в свою компанию он нанял множество евреев, в первую очередь, братьев Шерман, которые написали всю музыку к «Мэри Поппинс», «Винни-Пуху», «Книге джунглей», а также стали создателями известнейшей песни “It’s a small world after all” («В конце концов, мир тесен»).
Какими бы ни были его личные чувства, компания его имени стала брендом, поддерживающим идеи инклюзивности (включение к-л. или ч-л. в обществ. процесс), принятия и терпимости. Когда он умер, компанией Дисней на самом высоком уровне управляли евреи: Майкл Эйснер, Джеффри Катценберг, Боб Айгер, Дана Уолден и многие другие.