Примеры и комментарии к ним
70 народов и языков
Тора перечисляет 70 потомков Ноаха (Ноя) после Великого потопа и говорит нам: «Это семейства сынов Ноаха… и от этих расселились народы на земле после потопа».1) Отсюда мудрецы узнают, что основой человечества стали 70 народов, каждый из которых имеет свой язык (остальные произошли от этих).2)
70 членов семьи Яакова, прибывших в Египет
Тора сообщает, что членов семьи Яакова, пришедших в Египет, было 70, включая Йосефа и его сыновей, которые к тому моменту жили в Египте.3)
Но здесь обнаруживается одно противоречие — на самом деле в семье праотца было 69 человек. Почему же в таком случае Тора говорит нам о 70?
Самый известный ответ из всех существующих – это то, что Бог добавил Себя к 69 членам семьи Яакова. Об этом, в частности, во всеуслышание говорилось, когда Государство Израиль отмечало свое 70-летие.
70 старейшин
Спустя более 200 лет после этого Бог сказал, обращаясь к Моше, чтобы тот собрал 70 старейшин из еврейского народа – «дабы носили они с тобою бремя народа этого».4)
Позже в Сангедрине (раввинский Верховный Суд) так же будет 70 судей плюс тот, кто его возглавляет — как бы представляющий Моше Рабейну, в свое время возглавившего 70 старейшин (т.е. 70+1).
70 ликов Торы
Мидраш говорит, что, поскольку Тора, творение Всевышнего, глубока и многогранна, существует 70 способов ее постижения и толкования (непосредственно с этим связано то, что в Сангедрине должно быть 70 членов).5)
70 лет изгнания
Через пророка Ирмияу Бог пообещал, что после разрушения Первого Храма будет вавилонское изгнание, которое продлится 70 лет, и только спустя это время Бог вспомнит и искупит Свой народ. 6)
70 святых дней
Мидраш подчеркивает, что, согласно Торе, вкалендарном году у нас есть 70 святых дней.
Обратите внимание, что, в соответствии с постановлением мудрецов, такие праздники, как Песах, Шавуот и Суккот, в диаспоре отмечаются на 1 день дольше, но Рош а-Шана — как исключение — везде празднуется 2 дня, как в диаспоре, так и в Земле Израиля.
Итак, посчитаем святые дни в Эрец Исраэль (в обычный, не високосный год).
- 51 Шабат
- 7 дней Песаха
- 1 день Шавуота
- 2 дня Рош а-Шана
- 1 день Йом Кипура
- 8 дней Суккота (включая следующий за ним Шмини Ацерет).7)
70 Имен Всевышнего
В Танахе Бог упоминается под десятками имен. Согласно Мидрашу, существуют не менее 70 различных имен Всевышнего.8)
70 имен еврейского народа
Израиль — как избранный Богом народ — является отражением своего Создателя. И подобно тому, как Бог упоминается в Танахе под 70 различными именами, так же и еврейский народ.9)
70 имен Иерусалима
Кроме этого, Мидраш утверждает, что в Танахе упоминается также 70 названий святого Иерусалима, города, где находился наш Святой Храм.10)
Полнота лет жизни человека
Тора говорит, что нам заповедано почтительно относиться к пожилым людям.11)
А когда начинается «старость»?
Царь Давид говорит: «Дни лет наших – семьдесят лет, а если сильны – восемьдесят лет».12) Это говорит нам о том, что только те, кто обладает «дополнительной силой», достигают 70-летнего возраста и превосходят его, потому и заслуживают особой чести13) (сам Давид прожил 70 лет).
Полнота природы
Тот факт, что число 70 упоминается в Танахе так много раз, указывает на особую значимость этого числа. Каково же его значение?
Еврейские мистики объясняют, что естественный порядок в природе представлен числом семь.
Интересно, что «семерка» встречается в еврейской традиции чуть ли не чаще всех остальных чисел вместе взятых:
- Шабат — седьмой день;
- 7 праотцов и праматерей еврейского народа — Сара, Ривка, Рахель, Лея, Авраам, Ицхак, Яаков;
- 7 особых еврейских праздников, включая полупраздники — Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Ханука, Пурим, Песах, Шавуот;
- Продолжительность наших больших святых праздников — 7 дней (Песах и Суккот);
- Продолжительность каждой из египетских казней также 7 дней;
- Храмовая Менора — семисвечник;
- 7 благословений церемонии брака;
- 7 дней траура по усопшим, и многое другое.
А кроме того, Бог решил создать мир за 7 дней, в результате чего неделя состоит из 7 дней, а те, в свою очередь, соответствуют 7 Атрибутам творца: Хесед — Милосердие, Гвура — Строгость, Тиферет — Великолепие, Нецах — Вечность, Год — Величие, Йесод — Основа, Малхут — Царство.14)
А число 10 олицетворяет в иудаизме полноценность, целостность.
- Из 10 совершеннолетних мужчин состоит миньян — кворум, необходимый для того, чтобы молитва считалась общественной;
- На горе Синай евреям были даны 10 заповедей;
- 10 вещей были сотворены в сумерки шестого дня творения: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, ман, посох Аарона, червь, обтачивающий камни для постройки Храма, шамир, буквы еврейского алфавита, Скрижали Завета и надпись на них;15)
- 10 казней постигли Египет;
- Десятью испытаниями Всевышний проверял преданность Авраама;
- 10 раз евреи испытывали Бога во время странствий по пустыне, и др.16)
Любое число, умноженное на 10, представляет собой полноту этого числа. И поскольку 10 — это «полное» число, то, досчитав до 10, мы снова начинаем счет с 1. Например, число 11 = 10 + 1.
Мы знаем, что это число соответствуют 10 сфирот, а 7 раз по 10 представляет собой полноту и завершение естественного порядка; каждый аспект природы завершен и состоит из 10 сфирот. 17)
Возможные преимущества семидесятилетнего человека
В Мишне, часть которой читается в Агаде в ночь Песаха, рабби Элазар бен Азария говорит: «Я похож на семидесятилетнего».18)
Талмуд объясняет: на самом деле он был почти вчетверо моложе этих лет – к тому моменту ему было только около 18. И все же, несмотря на его юный возраст, мудрецы хотели назначить его Наси — лидером всего еврейского народа.
Элазар бен Азария отдавал себе отчет в том, что будет обращать на себя внимание большим контрастом с другими мудрецами и не соглашался принять на себя эту важную роль.
Тогда произошло чудо — в течение одной ночи у него вдруг поседела борода, благодаря чему юноша стал выглядеть так, что уже гораздо больше соответствовал столь высокой должности.19) И мудрецы объясняют: то, что он стал похож на семидесятилетнего, не было случайностью.
Применительно к человеческой жизни число 70, как говорилось выше, олицетворяет ее полноту и целостность. Так же это число представляет собой развернутые 7 атрибутов (поскольку каждый атрибут состоит из 10 сфирот), а следовательно, и развернутое представление о том, на каких качествах основан мир.
Только тот, кто достиг столь высокого уровня личностной полноты, может стать Наси. Таким образом, только после того, как вид рабби Элазара бен Азария стал подобен 70-летнему, он был удовлетворен этим фактом и согласился, что теперь действительно может стать лидером еврейского народа. 20)
А что после 70?
В то время, как число 70 олицетворяет завершение естественного порядка в жизни человека, выход за пределы 70 означает достижение выше естественного порядка, пока в конечном итоге не начнется эпоха Машиаха.
Так пусть же это произойдет в скором времени, в наши дни!
Сноски
1. Берешит, 10:32.
2. Коммент. Рабейну Бехайетам же.
3. Шмот, 1:5, и Раши там же.
4. Шмот, 24:1; Бемидбар, 11:16-17.
5. Бемидбар Рабба, 13:15.
6. Йермияу, 29:10.
7. Бемидбар Рабба, 14:12.
8. Бемидбар Рабба, 14:12. См. Коммент. Бааль а-Турим на Бемидбар, 11:16, к списку из 70 имен.
9. Там же.
10. Там же. Следует отметить, что в комментариях не представлен полный список. Некоторые пытались составить свои собственные списки, некоторые из которых содержат и более 70 имен. Какие конкретно имена включены, это уже тема другой статьи.
11. Ваикра, 19:32.
12. Теилим, 90:10.
13. Шулхан Арух, Йоре Деа, 244:1.
14. См. Маараль, Тиферет Исраэль, гл. 1; Торат Менахем, вып. 34, с. 35.
15. Дерех Хаим, 95.
16. Бемидбар, 14:22.
17. В этой статье мы не рассматриваем детально тему значения числа 7 и 10. Для более подробной информации читайте специализированные статьи.
18. Талмуд, Брахот, 12б.
19. Брахот, 28а.
20. Сефер а-Сихот, 5752, с. 251.