«Как делают в стране Египта, где вы жили, не делайте»
Ваикра (18:1-3)
Выступает рав Галинский.
Как говорит Раши, эта фраза из Торы показывает, что поступки египтян были хуже, чем у всех остальных народов, а место, где жили евреи, – хуже всех. На это возражает Маараль из Праги (в книге Гур Арье): в таком случае получается, что именно действиям египтян нельзя уподобляться, поскольку они – самые испорченные. Но разве другим народам уподобляться можно?
Ответ на это я выучил от рава из Поневежа.
Однажды он обратился ко мне с вопросом: Мишна (Авот 5:14) перечисляет четыре типа людей, ходящих в бейт-мидраш. Тот, кто идет туда, но не учится, получает награду за то, что пришел. Если же учится (например, у себя дома), но не ходит в бейт-мидраш, получает награду за учебу. Кто приходит туда и учится – праведник, а кто не приходит и не учится – грешник.
Рав удивлялся: как можно того, кто не приходит и не учится, ставить среди четырех типов «ходящих в бейт-мидраш»? Его ведь невозможно с ними сравнивать!
Действительно, вопрос справедливый!
«Теперь послушай ответ», – сказал он мне.
Ученик сидит в ешиве и переживает кризис. Такое бывает: сердце огрубело, желание пропало, энтузиазм угас, и источники вдохновения иссякли. У него уже появилась мысль бросить все и сбежать, покинуть бейт-мидраш.
И тогда он видит тех, кто не приходит туда и не учится, – у кого нет никакой связи с бейт- мидрашем и даже никакого представления о нем. Он видит, как они живут и о чем думают, что составляет их ценности, и насколько они низки.
И он понимает, что его место – в бейт- мидраше. Именно там находится его мир, его представления, язык и мировоззрение. И в тот момент Б-г помогает ему, неприятный период проходит, сердце открывается, и способность постигать новое возвращается. Он вновь находит свое место в учебном процессе и начинает подниматься все выше и выше. Что помогло ему в этом? То, что он никуда не пошел и ничего не сделал. Вот почему он причисляется к «ходящим в бейт-мидраш».
В моей жизни был похожий случай. Меня пригласили выступить в одном месте. Люди собрались, я взошел на трибуну, и вдруг в помещение врывается человек с развивающимися волосами и с серьгами в ушах. На голову он положил кипу, но она была похожа на перевернутую миску на бушующих морских волнах. Он обратился ко мне, сказал, что он представитель распространенной в Израиле газеты и просит разрешение взять интервью у участников.
«Я и сам здесь гость, – сказал я, – спросите у организаторов».
Он пошел спросить их, а я начал свою речь. Потом он сел и стал слушать. Он открывал рот, когда все открывали, и смеялся вместе со всеми. После окончания моего выступления он сунул микрофон в лицо одному из слушателей.
«Скажите, – спросил он, – Вы из религиозной семьи?»
«Нет, – ответил тот, – я сам пришел к вере».
«Скажите, в таком случае, кто на ваш взгляд получит большую награду в будущем мире: Вы или религиозный человек из Бней-Брака?»
Я стал думать о том, какой ответ мог бы дать сам. Ясно, что «там, где стоят вернувшиеся к вере, даже совершенные праведники не могут стоять».
Но человек, у которого брали интервью, сказал совсем иначе: «Несомненно, тот из Бней-Брака».
Казалось, журналист и сам думал так же, как я, и был удивлен таким ответом. «Почему? – спросил он, – из-за того, что он больше изучал Тору?»
«Нет, не поэтому, – прозвучал ответ, – понимаете, я пришел к религии, потому что я знаком с тем, что творится на улице, с бессмысленностью и пустотой в сердцах людей; знаком с пороками и нравственными недугами. Я знаю, что от этого некуда бежать, если не принять на себя волю Творца и не начать жить по Торе. Я попросту спасал свою жизнь. За это мне не полагается награды. Если я ее получу, это будет акт чистого милосердия со стороны Всевышнего.
А мой религиозный сверстник из Бней-Брака рос в мире религии. Он видел, что снаружи кипит разнообразная и привлекательная жизнь. Он незнаком с ней и ничего не ведает о ее худших сторонах. Он может подумать, что в ней есть, что искать, но все-таки предпочитает оставаться в «шатрах Торы». За это ему и полагается награда!»
Мне захотелось спуститься с трибуны и поцеловать его. Какое ясное восприятие жизни и понимание! Какой глубокий взгляд на истину!
«Всевышний хотел удостоить Израиль (слова «удостоить» и «очистить» имеют тот же корень) и потому преумножил для него Тору и заповеди» (Макот 23 а). Но, возможно, некоторые спросят: зачем вам столько ограничений и оград, столько запретов и стараний дистанцироваться от мира? Что случится, если не будем хранить и соблюдать?
Всевышний в далеком прошлом привел нас в Египет, полный нечистоты и скверны, чтобы показать и проиллюстрировать: «Здесь вы своими глазами увидите, до чего можно докатиться…» (Ве-игадта)