Не разноси пустого слуха (Шмот, 33:1).
Пишет Рамбам (законы Санедрина, 21:7): «Запрещено судье слушать показания одного из судящихся прежде, чем придет второй судящийся, или в его отсутствие. Даже одно слово запрещено, как сказано: «Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, каждого с братом его…». А тот (судья), кто слушает лишь одного, нарушает запрещающую заповедь, как сказано: «Не разноси пустого слуха»».
Также запрещено одному из тяжущихся высказывать свои аргументы и утверждения судье в то время, когда вторая сторона не присутствует. В Талмуде (Сота, 21б) такой человек называется «хитрым негодяем». Поясняет Раши, что его хитрость заключается в том, что утверждения одной стороны, будучи высказанными, настолько входят в сердце судьи, что он уже не в состоянии услышать доводы другой стороны.
Интересно, что, по мнению Зоара (Вайешев, стр. 179 б), йецер а-ра (дурное начало) является таким «хитрым негодяем». Ведь он приходит к человеку сразу же после его рождения — задолго до прихода йецер а-тов (хорошего начала), появляющегося только в возрасте 13 лет, и сразу же начинает изъявлять свои утверждения: «Радуйся, юнец, молодости своей, и да веселит тебя сердце твое в дни юности твоей, и иди, куда ведут тебя сердце твое и видение очей твоих» (Коэлет 11:9), «Будем есть и пить, ведь завтра умрём» (Йешаяу 22:13). Человек настолько привыкает к этим утверждениям, что они кажутся ему абсолютно неоспоримыми, и, когда приходит хорошее начало, он даже не прислушается к его доводам.
Зоар говорит, что йецер а-ра называется в книге Коэлет (4:13) «старым и глупым царём». Он глуп, поскольку все его утверждения абсурдны, однако сила его в его «старости»: своими утверждениями он опередил йецер а-тов на 13 лет, и за счёт этого опережения он царит над человеком все годы жизни его. Единственная возможность распознать глупость утверждений йецер а-ра существует только у того, кто периодически оставляет себе свободное время задуматься о цели своего существования в этом мире и прислушаться к утверждениям йецер а-тов.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«