Вопрос:
Уважаемый рав Реувен!
Обращаюсь к Вам с вопросом о еврейском законе. Я узнала, что существует запрет смотреть на лица грешников. Распространяется ли этот запрет на их фотографии и скульптурные изображения, например, на исторические фотографии Гитлера или Сталина в школьных учебниках?
Ответ:
Благодарю за интересный вопрос. Давайте проанализируем источники и причины запрета смотреть на грешника.
Основой запрета служат слова раби Йоханана из трактата Мегила (28а): «Запрещено смотреть на образ грешного человека». Этот запрет основывается на словах пророка Элиши, обращенных к Йехораму (Мелахим 2, 3:14): «Если бы не почтение к Йеошафату, царю Иудеи, я бы не взглянул на тебя и не увидел тебя». Отсюда мы выводим принцип, что праведнику не следует смотреть на грешника. Примечательно, что раби Йехошуа бен Корха отмечает, что соблюдение этого запрета способствует долголетию.
Важно отметить, что ни Рамбам, ни Шулхан Арух не приводят этот запрет в своих кодексах, что указывает на то, что он относится к категории благочестивого поведения (мидат хасидут), а не строгого закона.
Маген Авраам уточняет границы запрета: он распространяется именно на пристальное разглядывание, тогда как мимолетный взгляд разрешен.
В своем труде «Шаарей Тшува» (врата 3, параграф 193) рабейну Йона разъясняет смысл этого запрета: человеку надлежит избегать общества грешников и их пагубного влияния. Маарша в «Хидушей Агадот» (Мегила 28а) объясняет, что на лице человека отражается его духовное состояние, и нельзя смотреть на сторону нечистоты. «Зоар Хадаш» приводит еще одно объяснение: взгляд грешника несет в себе разрушительную силу, потому смотреть на него запрещено.
Что касается фотографий, следует рассмотреть этот вопрос через призму приведенных выше причин запрета. Исходя из объяснений рабейну Йоны и «Зоара», рассматривание фотографии не должно представлять проблемы, поскольку отсутствует как непосредственное влияние грешника, так и воздействие его взгляда. Однако согласно объяснению Маарши, проблема может существовать, так как даже на фотографии, возможно, отражается духовное состояние нечистоты.
По этому вопросу я видел, что рав Хаим Каневский постановил, что в данном случае запрет не действует. Тем не менее, поскольку некоторые современные авторитеты устрожают в этом вопросе, желательно воздерживаться от рассматривания фотографий грешников.